Кафедра двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок

Заведующий кафедрой
Иванченко Александр Андреевич
д.т.н., действительный член Академии транспорта РФ

каб. 20 на Межевом  канале д. 4
тел./факс: (812) 748-96-60, м.т.  706
ауд.40. на  22 линия, д.9;  тел. (812) 321- 37- 34
E-mail: IvanchenkoAA@gumrf.ru

Кафедра:  Межевой канал  д. 4 ; тел./факс: (812) 748-96-61, м.т. 706, 750
E-mail: kaf_seu@gumrf.ru
Кафедра: 22 линия, д.9, ауд.40; тел.: (812)321 37 34


Историческая справка

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

ФотоФИО, должность, ученая степень, ученое званиеНаправление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплиныСведения о повышении квалификации
Иванченко Александр Андреевич, заведующий кафедрой, д.т.н., профессор, Действительный член Российской Академии транспортаИнженер–механик,
Судовые машины и механизмы,
Курсы при Управлении Лен. мор. торг. порта по программе "Механик судов МРФ смешанного (река-море) плавания"
37 лет / 35 лет
1. Судовые энергетические установки
2. Эксплуатация судовых энергетических установок
3. Экологическая безопасность морской техники
4. Основы экологической безопасности судна
Свидетельство №А-2-2017/0451 от 24.03.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипло-мированных моряков», ГУМРФ
Венцюлис Леонард Станиславович, профессор, д.т.н., профессор, Действительный член Российской Академии транспорта, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки и техники РСФСРИнженер-механик,
Корабельные паросиловые установки,
ОЛ ВМА по специальности “Корабельные энергетические установки”
62 года / 53 года
1. Судовые энергетические установки
2. Основы экологической безопасности судна
Повышение квалификации по программе «Подготовка, оцен-ка компетентности и дипломи-рованных моряков» с 16.10 по 20.10.2017г.
Лемещенко Александр Леонидович, профессор, к.т.н., доцентИнженер-судомеханик,
Эксплуатация судовых силовых установок
37 лет / 37 лет
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
2. Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
3.Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажерный практикум)
Свидетельство №А-2-2017/0464 от 24.03.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ГУМРФ
Пунда Александр Семенович, профессор, к.т.н., профессорИнженер-механик,
Эксплуатация судовых силовых установок
42 года / 42 года
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
2. Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
Свидетельство №А-2-2017/0481 от 24.03.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ГУМРФ
Шадрин Александр Борисович, профессор, д.т.н., профессор, Действительный член Российской Академии транспортаИнженер-электрик,
Информационно-измерительная техника
52 года / 46 лет
1. Автоматизированные системы управления судовыми энергетическими установками
2. Диагностирование АСУ
Свидетельство № ERS- IOT – 2015101606 от 16.10.2015 г., о прохождении стажировки по курсу «ERS TechSim –«Операционный курс инструктора»
Пальтов Сергей Алексеевич, доцент, к.т.н., доцентИнженер-механик,
Двигатели внутреннего сгорания
13 лет / 11 лет
1.Судовые двигатели внутреннего сгорания
2.Эксплуатация судовых ДВС
3. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
Свидетельство № ERS- IOT – 2015101610 от 16.10.2015 г., о прохождении стажировки по курсу «ERS TechSim –«Операционный курс инструктора»
Живлюк Григорий Евгеньевич, доцент, к.т.н., доцентИнженер - механик,
Двигатели внутреннего сгорания
36 лет / 9 лет
1. Транспортная энергетика
2. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
3. Основы автоматики и теории управления техническими системами
4. Диагностирование АСУ
Удостоверение 7827 00062732 от 14.04.2017г «Гармонизация образовательных и профессиональных стандартов при подготовке специалистов в области кораблестроения и океанотехники» СПбГМТУ;
Недошивин Андрей Иванович, доцент, к.т.н., с.н.с.Инженер-механик,
Судовые силовые установки
59 лет / 44 года
1. Основы экологической безопасности судна
2. Эксплуатация судовых энергетических установок
3. Экологическая безопасность морской техники
Повышение квалификации по программе «Подготовка, оцен-ка компетентности и дипломи-рованных моряков» с 16.10 по 20.10.2017г.
Пилецкий Андрей Евгеньевич, старший преподаватель, II-ой механик морского судна, -, -Инженер-механик,
Эксплуатация судовых силовых установок
24 года / 18 лет
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
2. Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
3. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
Свидетельство №А-2-2017/0475 от 24.03.2017 г., «Подготовка, оценка компетентности и дипломированных моряков», ГУМРФ
Коржук Сергей Николаевич, доцент, к.в.н., доцентИнженер-механик,
Эксплуатация энергетических установок
43 года / 12 лет
1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
2. Эксплуатация судовых ДВС
3. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
«Подготовка, оценка компе-тентности и дипломированных моряков» с 16.10 по 20.10.2017г.
Мартьянов Владимир Васильевич, доцент, к.т.н., -Морской инженер,
Судовые энергетические установки
13 лет / 11 лет
1. Техническое обеспечение безопасности мореплавания
2. Судовые энергетические установки
3. Вахтенное обслуживание СЭУ (Тренажер машинного отделения)
ФПК по программе «Подго-товка, оценка компетентности и дипломированных моряков» с 16.10 по 20.10.2017г.
Петров Александр Павлович, доцент, к.т.н., доцентИнженер-электромеханик,
Автоматика и телемеханика
48 лет / 42 года
1. Основы автоматики и теории управления техническими системами
2. Автоматизация СЭУ
3. Автоматизированные системы управления СЭУ
по программе «Подготовка, оценка компетентности и ди-пломированне моряков» Свидетельство №А-2-2017/0473 от 24.03.2017 г.
Окунев Василий Николаевич, доцент, к.т.н., доцентМорской инженер,
Судовые энергетические установки
14 лет / 11 лет
1. Судовые энергетические установки
2. Эксплуатация судовых энергетических установок
3. Основы экологической безопасности судна
Курсы подготовки инструктора УТЦ по подготовке моряков (грузобалластный тренажер), Свидетельство №0001/2016 ТТР от 18.03.2016 г.

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Фото ФИО, должность
Преподаваемые дисциплины Основное место работы
Окунев Василий Николаевич,
доцент, к.т.н., доцент
1. Судовые энергетические установки
2. Эксплуатация судовых энергетических установок
3. Основы экологической безопасности судна
ООО «Совкомфлот -Арктика», начальник административно –хозяйственного управления
Венцюлис Леонард Станиславович,
профессор: д.т.н., профессор
1. Судовые энергетические установки
2. Основы экологической безопасности судна
ФГБНУ АН РФ «Научный центр экологической безопасности», главный научный сотрудник – заместитель директора центра
Пилецкий Андрей Евгеньевич,
ст. преподаватель
1. Вахтенное обслуживание СЭУ 2-ой механик ОАО “Совкомфлот”

 

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Кадровое обеспечение основной профессиональной образовательной программы
Всего чел. С базовым образование, соответствующим профилю преподаваемой дисциплины С учёными степенями и званиями
чел. % чел. %
13 13 100 12 92

 

Cведения об учебно-методическом и информационном обеспечении преподаваемых дисциплин

Каровый состав

Учебный процесс по объединенной кафедре обеспечивается высокопрофессиональным профессорско-преподавательским коллективом, включающим в себя 5 профессоров, три из которых доктора технических наук и 2 кандидаты технических наук с большим опытом работы в отрасли; семь доцентов - кандидатов технических наук; одного старшего преподавателя с большим практическим и преподавательским опытом работы в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, работающий над кандидатской диссертацией. Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы приведены в Таблице 1.

Преподавательский состав кафедры имеет большой опыт практической и научной работы, представлен в различных научных и общественных организациях отрасли, привлекается экспертами при расследовании аварий и судебных споров, связанных с ними.

Зав. кафедрой д.т.н, профессор Иванченко А.А. в рамках научной деятельности выполнял обязанности ответственного исполнителя, руководителя раздела, руководителя темы более чем 30 НИР, выполняемых по тематическому плану Минтранса РФ, а также в рамках координационного плана ГКНТ СССР по решению проблем, направленных на создание и освоение двигателей внутреннего сгорания с увеличенной топливной экономичностью и увеличенным ресурсом (программа 0.13.07), на защиту воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами (программа 0.85.030, на расширение ресурсов топлив для двигателей внутреннего сгорания (программа ОЦ-0.45), создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения (ФЦП "Национальная технологическая база"), а также по договорам с предприятиями отрасли.

Параллельно с основной работой д.т.н, профессор Иванченко А.А. входит в состав:

  • научно-технического совета Морского Регистра судоходства (в секции судовых механических установок, систем, валопроводов и движителей и секции охраны окружающей среды);
  • научно-технического совета Речного регистра (в научно- технической секции механических установок);
  • секции технической политики Российского Союза Судовладельцев;
  • секции энергетики ДОМА УЧЕНЫХ им. Горького Российской Академии наук;
  • докторского диссертационного совета НГМУ им. Ушакова по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» и «Эксплуатация водного транспорта»;
  • докторского диссертационного совета ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова по специальности «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)» и «Судовое электрооборудование и приводы»
  • учебно-методического объединения по образованию в области водного транспорта и кораблестроения при ГУМРФ им. адмирала С.О.
  • редколлегии признанного ВАК межотраслевого научно-технического журнала “Двигателестроение”.

В соответствии с приказом Госинспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования Российской Федерации и распоряжением Минобразования неоднократно привлекался экспертом при проведении аттестационной экспертизы состояния подготовки специалистов в Санкт-Петербургском Морском техническом университете, Северном арктическом федеральном университете, Волжском университете водного транспорта, Новороссийского морского университета и др.

Профессор кафедры д.т.н, профессор Венцюлис Л.С. является заслуженным деятелем науки и техники РФ, заслуженным работником высшей школы. Имеет огромный опыт руководства НИР по заказам Управления кораблестроения МО РФ, Комитета по охране природы, Правительства Санкт-Петербурга, входит в состав диссертационных советов ФГБОУ ВО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и ФГБОУ ВО ВМА имени адмирала Кузнецова.

Профессор кафедры д.т.н., проф. Шадрин А.Б. принимал активное участие в НИР по разработке на уровне изобретений автономных магистрально-модульных статистических анализаторов, интегрированных судовых магистрально-модульных проблемно-ориентированных комплексов, профилографов верхнего слоя и вертикальной структуры океана, буйковых станций, зондов и других разработках.

Профессор кафедры к.т.н., доцент Лемещенко А.Л. имеет большой опыт преподавательской и научной работы, является специалистом в области комплексного программного обеспечения по оптимизации и диагностике рабочих процессов судовых дизелей, соавтором учебника ”Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок”. С 1996 по 2015гг. являлся заведующим кафедрой ДВС и АСЭУ.

Профессор кафедры к.т.н., профессор Пунда А.С. имеет большой опыт преподавательской и научной работы, является специалистом в области моделирования и программного обеспечения задач оптимизации и диагностики рабочих процессов судовых дизелей, соавтором учебника ”Судовые двигатели внутреннего сгорания”. В 1989 г. был назначен и впоследствии избран начальником судомеханического факультета ГМА имени адмирала С.О. Макарова. С 1999г. работает в должности профессора кафедры ДВС и АСЭУ. Входит в научно-технический совет Морского Регистра судоходства в составе секции охраны окружающей среды. Является членом редколлегии межотраслевого научно-технического журнала “Двигателестроение”.

Доцент кафедры к.т.н., с.н.с. Недошивин А.И. имеет большой опыт преподавательской и научной работы, является специалистом в области эксплуатации дизельных установок судов речного и река-море плавания. Длительное время занимал должность начальника НИО Судовые ДВС ЛИВТА. Выполнял обязанности ответственного исполнителя, руководителя раздела, руководителя темы более чем 20 НИР, выполняемых по тематическому плану Минтранса РФ, а также в рамках координационного плана ГКНТ СССР по решению проблем, направленных на создание и освоение двигателей внутреннего сгорания с увеличенной топливной экономичностью и увеличенным ресурсом (программа 0.13.07), на расширение ресурсов топлив для двигателей внутреннего сгорания (программа ОЦ-0.45), а также по договорам с предприятиями отрасли.

Доцент кафедры Петров Александр Павлович имеет большой опыт научной работы в Центральном научно-исследовательском дизельном институте на уровне начальника отдела, принимал участие в создании систем управления судовых дизельных установок на базе отечественных дизелей.

Доцент кафедры Живлюк Григорий Евгеньевич имеет большой опыт научной работы в Центральном научно-исследовательском дизельном институте на уровне заведующего лабораторией перспективных двигателей, принимал участие в создании отечественных судовых дизелей.

Доцент кафедры Пальтов Сергей Алексеевич имеет большой опыт модернизации дизельных установок судов путем замены в них главных и вспомогательных двигателей устаревших конструкций на современные.

Доцент Коржук Сергей Николаевич имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок судов на кораблях военно-морского флота.

Доцент Окунев Василий Николаевич Николаевич имеет большой опыт технической эксплуатации дизельных установок судов на судах ПАО РОСМОРПОРТ.

Доцент Мартьянов Владимир Васильевич имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок на пассажирских судах, а также управления их безопасностью.

Старший преподаватель Пелецкий Андрей Евгеньевич имеет большой опыт эксплуатации дизельных установок транспортных морских судов, выполняя обязанности вахтенного и 2-го механика.

Образовательная деятельность

В соответствии с имеющейся материально-технической базой, и кадровым обеспечением с момента основания и до настоящего дня кафедра сохранила два направления работа.

Это подготовка морских инженеров для проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий по направлению подготовки специалистов “Кораблестроение и океанотехника” по специальности - “Судовые энергетические установки”, проведение научно-исследовательских работ по новому судостроению.

И второе – это подготовка инженеров-механиков эксплуатационного профиля по направлению “Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования” по специальности - “Эксплуатация судовых энергетических установок”, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию технической эксплуатации эксплуатирующегося флота, повышению эффективности энергетических судов.

Подготовка научно - педагогических кадров кафедрой ведется кафедрой через аспирантуру по номенклатуре специальностей научных работников: 05.08.05 - «Судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные)».

Учебная, методическая и воспитательная работа кафедры направлена на подготовку выпускников, обладающих высокими нравственными качествами и теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями ФГОС (ГОС) высшего профессионального и послевузовского образования, и программ дополнительного профессионального образования плавсостава водного транспорта: М-1 и М-2 - “Второй и старший механик морского судна”, Эм-1, Эм-2 - “Электромеханик морского судна”, СМР-1, СМР-2 “Дополнительная подготовка механика рыболовного судна”, ЭМР - “Электромеханик рыболовного судна”, “Восстановительная программа для судовых механиков и электромехаников” и др.;

Результатом труда ученых кафедры являются: более 8000 инженеров, новая по тем временам конструкция судовых паровых котлов, известная как котлы системы “Долголенко”, а также нашла широкое отражение в целой серии учебников.

Научно-исследовательская деятельность

Научная работа преподавательского состава кафедры СЭУ, ТС и Т с момента образования и до настоящего времени направлена на оказание услуг в области судостроения и технической эксплуатации морского и речного флота. Специалисты кафедры в течение последних десятилетий занимали ведущие позиции в судостроении, морском и речном транспортах по целому ряду направлений и имеют опыт решения ниже следующих задач:

  • Создание новых типов судовых энергетических установок и комплектующего оборудования;
  • Разработка методов, моделей и выработка рекомендаций по оптимизации вариантов комплектации, компоновки и расположения СЭУ;
  • Подконтрольная эксплуатация нового судового энергетического оборудования, экспертиза причин отказов и аварий;
  • Разработка, согласование с Регистром и сопровождение системы технической эксплуатации флота на основе разумного сочетания различных видов технического обслуживания (по регламенту, по состоянию с использованием средств диагностики) для судоходных компаний и фирм обеспечивающих технический менеджмент;
  • Диагностика судового оборудования, разработка рекомендаций по переводу его на эксплуатацию с удлиненными межремонтными сроками;
  • Разработка новых и подбор диагностических приборов и экспертных систем для определения технического состояния оборудования дизельных установок;
  • Согласование характеристик и поставка комплекса автоматической диагностики дизельных установок (портативного), включающего в себя диагностику рабочего процесса, топливной аппаратуры, деталей ЦПГ, системы наддува, системы выпуска;
  • Нормирование расходов топлива, масел и смазок с учетом условий эксплуатации флота;
  • Создание судов газоходов и их энергетических установок;
  • Решение задач по применению газообразных топлив в энергетических установках эксплуатирующихся судов, разработка рекомендаций по их модернизации;
  • Замена импортных топлив, масел, смазок и элементов соответствующих судовых систем отечественными и более качественными аналогами;
  • Расширение номенклатуры применяемых топлив, разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности применения в дизельных установках судов тяжелых топлив;
  • Разработка техники и технологий для утилизации тепла в транспортных и стационарных энергетических установках;
  • Разработка и модернизация систем автоматизированного управления СЭУ, разработка и поставка типовых микропроцессорных и пневматических (низкого давления) систем ДАУ, разработка и поставка микропроцессорных систем управления дизель - генераторами;
  • Контроль и снижение выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизельных установок судов;
  • Разработка техники и технологий для нейтрализации выбросов вредных веществ с отработавшими газами судовых дизелей на выпуске.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры ДВС и АСЭУ с момента ее основания были:

  • Совершенствование технической эксплуатации судовых ДВС, моделирование их эксплуатационных режимов работы;
  • Оптимизация рабочих процессов судовых дизелей;
  • Комплексное программное обеспечение оптимизации и диагностики рабочих процессов судовых дизелей;
  • Техническое обеспечение безопасности судов, создание исследовательской аппаратуры для испытаний главных дизелей судов БМП, ЧМП, ММП;
  • Совершенствование систем наддува, исследование и совершенствованием мероприятий по борьбе с пожарами, исследованием интенсивности износов ДВС;
  • Разработка средств судовой автоматизации и требований к ним по договорам с ЦНИИМФ, Регистром, НПО “Аврора”.

Соответственно в состав кафедры в разные годы входили научно-исследовательские лаборатории: Судовых ДВС; Автоматизации ССУ; Воды, топлива и масла; Охраны окружающей среды; Надежности; Организации ТЭФ; Сектор перспективного развития ССУ и др. Практически по всем направлениям на кафедре подготовлены и защищены ряд кандидатских и докторских диссертаций.

Разработка учебно-методического обеспечения

Учебная, методическая и воспитательная работа кафедры направлена на подготовку выпускников, обладающих высокими нравственными качествами, теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в соответствии требованиями Конвенции ПДНВ и ФГОС высшего и послевузовского образования.

Материальная база

В состав кафедры входит учебный лабораторный комплексе, включающий в себя лаборатории: Судовых энергетических установок, Автоматизированных систем управления СЭУ, компьютерный класс и целый ряд тренажеров Машинного отделения судна. Лабораторный комплекс возглавляет заведующий лабораторией, который непосредственно подчиняется заведующему кафедрой.

Имеющиеся в распоряжении кафедры учебные компьютерные классы, лаборатории и тренажеры позволяют успешно решать следующие задачи:

  • обеспечение связи теории и практики, закрепление теоретических знаний, полученных студентами и курсантами на лекциях;
  • обеспечение выполнения лабораторных работ и практических занятий в соответствии с рабочими программами дисциплин кафедры;
  • привитие навыков соблюдения правил техники безопасности всеми лицами, работающими на лабораторном оборудовании;
  • развитие необходимых умений и совершенствование практических навыков у студентов и курсантами по дисциплинам кафедры;
  • обеспечение тренажерной подготовки выпускников;
  • азвитие у студентов и курсантов инициативы, самостоятельности и умения принимать управленческие и технические решения в процессе выполнения лабораторных и учебно-исследовательских работ;
  • беспечение научных исследований профессорско-преподавательским составом, аспирантами, курсантами и студентами;
  • обеспечение постановки экспериментов в порядке выполнения студентами и курсантами учебно-исследовательских, курсовых и дипломных проектов (работ);