Историческая справка

Кафедра Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок в действующем составе образована 1 ноября 2016 года в результате слияния преподавательского состава кафедр «Судовых энергетических установок, технических средств и технологий» (СЭУ, ТС и Т) и «Двигателей внутреннего сгорания и автоматики судовых энергетических установок» (ДВС и АСЭУ) в ходе оптимизации структуры ФГБОУ ВО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

Заведующим кафедрой после объединения избран выпускник 1978 г. судомеханического факультета ЛИВТа доктор технических наук, профессор Иванченко Александр Андреевич.

Обе кафедры за время своего существования неоднократно подвергались реорганизации и меняли название в зависимости от приоритетов отрасли и задач стоящих перед Вузами согласно ниже следующей исторической справке.

Кафедра «СЭУ, ТС и Т» образована в 1930г. одновременно с созданием ЛИИВТа и до 1931 года а носила название – «Паровых котлов». Руководил кафедрой известный ученый в области котлостроения профессор В.Я. Долголенко. В 1931- произошло ее первое объединение с кафедрой «Паровых машин» с соответствующим переименованием в кафедру «Паровых котлов и машин». С 1934 по 1944 – «Паровых установок», 1944-1946гг. - «Паровых машин, термодинамики, теплопередачи и двигателей внутреннего сгорания» (ПМТТДВС). Руководил кафедрой с 1931 по 1946 гг. выдающийся организатор морского образования профессор К.А. Стриж. В 1947г. на базе кафедры были образованы две кафедры: кафедра «Судовых поровых машин и турбин» и кафедра «Термодинамики и паровых котлов». Кафедрой «Судовых поровых машин и турбин» в разные годы руководили к.т.н. доценты П.П. Акимов (1947-1949), С.А. Смирнов (1949-1954), д.т.н., профессор И.А. Чиняев (1954-1959). Кафедру «Термодинамики и паровых котлов» возглавлял известный ученый д.т.н., профессор Л.В. Арнольд (1947-1959). В 1959 году обе кафедры снова были объединены в единую кафедру «Судовых силовых установок» (ССУ) под руководством известного ученого в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессора З.А. Хандова. Одновременно из числа преподавателей кафедры была образована кафедра «Судовых вспомогательных механизмов» (СВМ) под руководством д.т.н. профессора И.А. Чиняева.

История кафедры «ДВС и автоматики СЭУ» берет начало с 1954 г., когда в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова была образована кафедра «ДВС и ССУ». Первым начальником кафедры был назначен известный ученый в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессор Д.Б. Танатар. В 1957 году кафедра «ДВС и ССУ» была объединена с кафедрой «Комплексные судовые двигатели». Новая кафедра получила название «Судовые двигатели внутреннего сгорания и комплексные установки». Начальником кафедры с момента образования до 1958г. был назначен известный ученый в области двигателей внутреннего сгорания д.т.н. профессор Н.В. Петровский. С 1958 по 1962 г. кафедру вновь возглавлял д.т.н., профессор Д.Б. Танатар. С 1962 по 1963г. кафедрой руководил к.т.н., доцент В.П. Шмелев. С 1963 по 1969г. кафедру вновь возглавлял д.т.н., профессор Н.В. Петровский. В 1969 году кафедру возглавил выпускник 1951г. судомеханического факультета ЛВИМУ д.т.н., профессор С.В. Камкин. В этот период научная деятельность кафедры была направлена на оптимизацию рабочих процессов судовых дизелей, техническое обеспечение безопасности судов, разработку теоретических методов повышения эффективности эксплуатации судовых дизельных установок.

Продолжилась реорганизация и в ЛИИВТе. В связи с интенсивным внедрением на флоте ДВС и развитием в стране двигателестроения в 1962 г. произошло разделение кафедры «ССУ» на две кафедры: «Судовых двигателей внутреннего сгорания» (СДВС) под руководством д.т.н., профессора З.А. Хандова и «Судовых силовых установок и технической эксплуатации флота» (ССУ и ТЭФ) под руководством в 1962 -1963гг. к.т.н., доцента С.К. Брыкова, в 1969 г. к.т.н., доцента Ф.Д. Урланга, в 1969-1979гг. д.т.н. профессора Б.В. Васильева. На кафедру «ССУ и ТЭФ» была возложена функция головной организации отрасли по созданию, внедрению и совершенствованию судовых энергетических установок. В связи с приоритетностью задачи совершенствования в отрасли системы технической эксплуатации флота в 1973г. кафедра была переименована и стала называться «Технической эксплуатации флота и судовых энергетических установок». В 1979 году произошло слияние кафедры «ТЭФ и СЭУ» и кафедры «СВМ» с переименованием объединенной кафедры в кафедру «Судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов» (СЭУ и ВМ) под руководством в 1979-1986гг. д.т.н. профессора И.А. Чиняева, в 1986-1990гг. д.т.н., профессора Полипанова, в 1990-1992гг. д.т.н., профессора П.А. Малого, в 1992-1995гг. д.т.н., профессора Б.Д. Худякова.

При внедрении в СПГУВ (ЛИВТ) ГОС ВПО первого поколения в 1995г. была предпринята попытка разделить сферы ответственности кафедры «СЭУ и ВМ» для чего она была разделена на кафедру «Эксплуатации СЭУ» (ЭСЭУ) и кафедру «Судового энергетического оборудования» (СЭО), которая впоследствии была объединена с кафедрой «Теплотехники» с переименованием в кафедру «Теплофизики и вспомогательных механизмов» (ТФ и ВМ). Однако в 1997г. все вновь образованные кафедры снова была слиты в единую кафедру – «Судовых энергетических установок» (СЭУ), под руководством в 1997-1999гг. д.т.н. профессора А.С. Баева, с 1999 – до реорганизации в 2016г. д.т.н., профессора А.А. Иванченко.

В этот же период в 1996 году кафедра «Судовые двигатели внутреннего сгорания и комплексные установки» ЛВИМУ имени С.О. Макарова была объединена с кафедрой «Судовые турбинные установки и автоматизация СЭУ», которая также была образована в 1968 году на Судомеханическом факультете в результате реорганизации кафедры «Судовые паровые двигатели и вспомогательные механизмы» в кафедру “Судовые турбинные установки». Ее первым начальником был назначен д.т.н., профессор В.А Семека. В 1983 году кафедра была переименована в кафедру «Судовых турбинных установок и автоматизации СЭУ». Начальником кафедры назначен к.т.н., доцент Л.А. Самсонов, впоследствии успешно защитивший диссертацию на соискание ученой степени д.т.н.. После объединения новая кафедра получила название кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и АСЭУ». Ее начальником был назначен выпускник 1975г. ЛВИМУ к.т.н., доцент А.Л. Лемещенко, возглавляющий ее до реорганизации в 2016г..

В процессе внедрения в СПГУВК требований Конвенции ПДНВ в 2008г. к кафедре «СЭУ» с целью усиления подготовки судовых механиков к выполнению функции Эксплуатация судового электрооборудования была присоединена переданная на Судомеханический факультет кафедра «Эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики» (ЭСЭ СА) с переименованием в кафедру «Судовых энергетических установок, технических средств и технологий». У истоков создания этой кафедры стояли д.т.н, профессор В.В. Тихомиров, д.т.н., профессор К.В. Недялков, к.т.н., доцент Приходько В.М.

В соответствии с имеющейся материально-технической базой и кадровым обеспечением с момента основания и до реорганизации кафедра СЭУ, ТС и Т сохранила два направления работы. Первое - это подготовка морских инженеров для проектных организаций, судостроительных и судоремонтных предприятий, проведение научно-исследовательских работ по новому судостроению. Второе – это подготовка инженеров-механиков эксплуатационного профиля, проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию технической эксплуатации эксплуатирующегося флота, повышению эффективности энергетических судов.

Соответственно в структуре университета до реорганизации кафедра «СЭУ, ТС и Т» занимала положение выпускающей кафедры отвечающей за выпуск специалистов по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 26.05.07 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также участвующей в выпуске бакалавров по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры» по профилю «Судовые энергетические установки» и участвующей в подготовке бакалавров: по профилю «Кораблестроение» направления 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры», по направлению 26.03.01 «Управление водным транспортом и гидротехническое обеспечение судоходства », магистров по направлению 26.04.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры».

Соответственно набор профильных специальных дисциплин, читаемых преподавателями кафедры СЭУ, ТС и Т до реорганизации насчитывал 43 дисциплины из блока специальных дисциплин и дисциплин специализаций.

Преподаватели, вошедшие в состав вновь образованной кафедры читали и участвовали в подготовке студентов по дисциплинам:

  • по направлению 26.03.02 “Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры”:
  • по профилю Кораблестроение - “Судовые энергетические установки”;
  • по профилю “Судовые энергетические установки” - “Судовые энергетические установки”, “Судовое вспомогательное энергетическое оборудование”, “Основы экологической безопасности судовой энергетики” и “Автоматизация СЭУ”;
  • по специальности 26.05.05” “Судовождение”: “Судовые энергетические установки”;
  • по специальности 26.05.06 “Эксплуатация судовых энергетических установок”: “Судовые энергетические установки”, “Основы теории надежности и диагностики”, “Судовые котельные и парогенераторные установки”, Судовые холодильные установки и системы кондиционирования воздуха”, “Автоматизированные системы управления СЭУ”, “Эксплуатация СЭУ”, “Организация службы на судах”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”, “Вахтенное обслуживание СЭУ”, “Безопасная эксплуатация судов и предотвращение загрязнения окружающей среды”, “Начальная подготовка по вопросам безопасности”, “Борьба с пожаром по расширенной программе”, ”Управление шлюпкой”;
  • по специальности 26.05.07 (180404.65) “Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики”: «Основы судовой автоматики”, «Основы судовой электромеханики”, “ Судовые информационно-измерительные системы”, “Эксплуатация СЭУ”, “Организация службы на судах”, “Техническое обеспечение безопасности мореплавания”, “Техническая эксплуатация флота и судов”, “Вахтенное обслуживание ЭЭС СЭУ” “Безопасная эксплуатация судов и предотвращение загрязнения окружающей среды”, “Начальная подготовка по вопросам безопасности”, “Борьба с пожаром по расширенной программе”, ”Управление шлюпкой”.

специальность 190701.65 “Управление водным транспортом и гидротехническое обеспечение судоходства” и “Технология транспортных процессов” – “Транспортная энергетика”

Преподавательский состав кафедра «ДВС и АСЭУ» с момента образования и до реорганизации в структуре факультета Судовой энергетики в университете занимает положение одной из выпускающих кафедр по специальности 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок» с набором профильных специальных дисциплин: Судовые двигатели внутреннего сгорания”, “Эксплуатация СДВС”, “Основы автоматики и теории управления ТС”, “Автоматизированные системы управления СЭУ”, “Диагностирование СУ СЭУ”, “Вахтенное обслуживание СЭУ” и др.

В составе кафедры СЭУ, ТС и Т кроме специалистов, указанных в исторической справке в разное время работали и оставили свой творческий след известные в отрасли и в научном мире специалисты: д.т.н., профессор Акимов А.В., д.т.н., профессор Голынский А.В., заслуженный деятель науки, д.т.н., профессор Мясников Ю.Н., д.т.н., профессор Шишкин В.А., а также к.т.н., доцент Нестеров Ю.Ф., к.т.н., доцент Дурманов В.Н, к.т.н., доцент Бочаров В.Н., к.т.н., доцент Маликов Л.В., к.т.н., доцент Еремин А.И., к.т.н., доцент Хандов А.М., к.т.н., доцент Коновалов П.П., к.т.н., доцент Гриценко П.П., к.т.н., доцент Белоусов Е.С., к.т.н., доцент Колесов А.Г., к.т.н., доцент Хлюпин Л.А., к.т.н., доцент Васин П.А., доцент Петрова Т.И., ст. преподаватель Спиряков С.В. и др.

На кафедре «ДВС и АСЭУ» в разное время кроме ранее указанных также работали и оставили свой творческий след известные в отрасли и в научном мире преподаватели: д.т.н., профессор Самсонов Л.А., к.т.н. профессор Возницкий И.В., д.т.н., профессор В.Ф. Сыромятников, к.т.н., профессор Беляев И.Г.; к.т.н., доцент Осташенков В.Ф.; к.т.н., доцент Н.Т. Апастолов; к.т.н., доцент В.П. Бусыгин; к.т.н., доцент Г.А. Попов; к.т.н., доцент Зайцев В.И.; к.т.н., доцент Кутьин Л.И.; к.т.н., доцент Кузнецов В.А.; к.т.н., доцент Басалыгин Г.М.; к.т.н., доцент В.П. Бусыгин; к.т.н., доцент Сысоев В.С.; к.т.н., доцент Фаворский О.Б.; к.т.н., доцент Снытко М.Х.; к.т.н., доцент Веселков Н.А.; к.т.н., ст. преподаватель Волочков В.А.; старший преподаватель Ю.С. Климов; старший преподаватель А.Г. Семенов; ст. преподаватель Пилецкий А.Е.; старший преподаватель Ю.С. Климов; старший преподаватель А.Г. Семеков; ассистент Кузнецов В.А.; к.т.н., ассистент Шишкин В.А.; ассистент Михеев Е.Г.; ассистент Смирнов Д.С.; ассистент Бедай А.С.; ассистент Абрамов Д.Н.; ассистент Матях А.В.; ассистент Симаков А.С., ассистент Власов Г.А.; ассистент Трусов О.С.; ассистент Стариков В.С.; ассистент Боричев А.В. и др.

Аким образом вновь образованная кафедра вобрала в себя лучшие традиции кафедры «СЭУ, ТС и Т» ФГБОУ ВО СПГУВК и кафедры «ДВС и автоматики СЭУ» ФГБОУ ВО ГМА имени адмирала С.О. Макарова.